Зачем нужны страшные сказки?

 

Степанова М.П. (психолог ЦРЛ "Академия Детства")

 

Сказка – это кладезь народной премудрости, который, сопровождая ребёнка с самого рождения, помогает ему легче пройти неминуемые кризисы на пути его развития и отреагировать на инфантильные травмы (травму рождения – сказки «Колобок», «Теремок», «Репка»; травму приучения к горшку – сказка о «Курочке Рябе»; травму орального отказа – сказки о Бабе Яге, о пряничном домике).

Пусть вас не пугают «наукообразные» термины, они отражают лишь то, что составляет ряд этапов становления личности, а значит, являются вариантом нормы. Например, «травма орального отказа» - это эмоционально негативный, но очень полезный опыт ребёнка, когда ему запрещают тянуть в рот опасные предметы в тот период, когда он ещё не способен оценить разумность этого запрета, но эмоционально накапливает обиду. Он ещё слишком мал в этот период (1 – 1,5 года), для его природы нормально стремиться всё попробовать «на вкус», потому что в это время интенсивно формируются вкусовые сосочки языка; но его жизненный опыт и знание о мире столь скудны, что он не в состоянии оценить степень опасности орального исследования. Поэтому запрет на опробование тех или иных предметов таким способом расценивается как произвол взрослых. Формируется негативный опыт, называемый «травма орально отказа», для детей, получавших грудное молоко, этот опыт усугубляется отлучением от груди и переживается ещё более остро, трансформируясь в последствии в болезненный страх предательства близким.
Сказки способствуют формированию зрелой личности, выработке адекватной системы механизмов защиты Я.

Создаваемые веками народные сказки вобрали в себя оптимальный опыт педагогического (а в случае необходимости, и психотерапевтического) взаимодействия между ребёнком и взрослым. Поэтому важно рассказывать ребёнку именно народные сказки или сказки, созданные при непосредственном контакте с носителями народной культуры (сказки Ш. Перро, братьев Гримм, Г.Х. Андерсена, А.С. Пушкина).

Искажённые же, приукрашенные, отредактированные сказки проективно отражают скорее личную психопатологию их автора (типа Сказки о Мальчише-Кибальчише) или навязывают ребёнку господствующий тип социально-политического устройства (типа Сказки о золотом ключике).

Народные сказки нередко кажутся жестокими. Например, в неприукрашенных вариантах сказок типа «Теремок», «Терем мухи», «Рукавичка» медведь просто сел и раздавил всех обитателей теремка. В определённой мере переживание страха необходимо ребёнку, оно насыщает его психику архаичной энергетикой защитной боязни и сдерживает агрессивные импульсы фобийными образами.

Страшная сказка служит при этом компенсацией инфантильных конфликтов.

       Слушая страшную сказку, ребёнок учится переживать страх.

Впоследствии, сталкиваясь с реальными страшными ситуациями, он в определённой мере уже будет к ним подготовлен.

Страшную сказку можно сравнить с переходным объектом, который помогает ребёнку постепенно перейти от стадии полной зависимости от матери к объективным и полноценным отношениям в мире реальных объектов.

Особенно важным переходный объект становится при засыпании во время отхода ребёнка ко сну. Сон означает для ребёнка уход от мира объектов, как бы временную смерть. Сказка помогает легче перенести эту потерю.

Способность переживать страх необходима для того, чтобы любить, чтобы преодолеть первичный нарциссизм. Только тот герой в сказке способен жениться, кто познал, что такое страх. Сказка помогает направить переживание страха вовне, проецируя страх на образ Бабы-Яги, Кощея и др. Сказка учит обращаться со страхом. В этой связи можно говорить об адекватном сопровождении каждого этапа личностного развития ребёнка средствами сказочной культуры.

Сказка помогает поддерживать необходимую дистанцию в переживании крайне неприятных аффектов, сохраняя психическую целостность.

        Одна из самых страшных тем детских сказок – это тема рождения и смерти.

В сказках рождение и смерть часто сопровождают друг друга. В наиболее чистой форме это отражает судьба матери героя, которая умирает, рождая его на свет. Тем самым сказка прорабатывает на символическом уровне значение рождения и смерти в жизни человека («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»; «Белоснежка и семь гномов» и пр.).

Важным условием сказки является повторение некоторых моментов, когда драматическое действие достигает тяжело переносимой интенсивности. Часто речь при этом идёт о смертельной угрозе для героя. Например, в сказке братьев Гримм о Белоснежке злая королева-мачеха трижды пытается погубить Белоснежку, повторяя при этом одни и те же слова.

Страх смерти субъекта (тема многих кошмарных сновидений ребёнка, приводящая к его полному страдания пробуждению) преобразуется в рифму-считалочку, позволяющую превратить страшное в смешное. «Страх-страшок, мой женишок, я тебя не боюсь, над тобой посмеюсь!» - для девочек; «Страх-страхырь, я сам богатырь, победить тебя я сумею всегда!» - для мальчиков.

Научите своего ребёнка этим присказкам, дайте указание повторять их в момент боязни, придайте им значимость оберегающих заклинаний – как в сказках; поверьте, многократный повтор однотипной фразы действует как надёжный аутотренинг, снижая напряжение и эмоциональный накал.