Автор статьи - Горелова А.С.
Конец XX столетия отмечен в России повышенным интересом специалистов различного профиля к проблемам современной семьи. Семья воспринимается как естественная среда, обеспечивающая гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка. Особое положение занимают семьи, воспитывающие детей с отклонениями в развитии.
Традиционно проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями рассматривались исключительно через призму проблем самого ребенка. В то время как совершенно упускалось из внимания эмоциональное состояние самих родителей, а также в целом изменение психологических особенностей родителей под влиянием рождения ребенка с особенностями в развитии.
В связи с этим особенно актуальным становится рассмотрение личностных особенностей родителей, воспитывающих детей с проблемами в развитии и создание модели психологической помощи данным семьям.
Объектом данного исследования являются психологические особенности родителей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
Предмет исследования – личностные особенности родителей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
Цель работы: изучить и проанализировать личностные особенности родителей, воспитывающих детей с проблемами в развитии и разработать комплексную программу психологической помощи семьям данной категории.
Задачи:
Методологической основой данной работы являются положения культурно-исторической теории Л.С.Выготского, теории деятельности А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, теории отношений Б.Г.Ананьева, теории отношений и концепции неврозов В.Н.Мясищева, а также учения об акцентуациях характера К.Леонгарда и А.Е.Личко. Теоретическими источниками исследования являются концептуальные подходы к диагностике и коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии, представленные в исследованиях ведущих отечественных дефектологов: Д.И.Азбукина, Т.А.Власовой, В.В.Воронковой, Л.С.Выготского, С.Д.Забрамной, Л.В.Занкова, М.В.Ипполитовой, К.С.Лебединской, И.Ю.Левченко, Э.И.Леонгард, В.И.Лубовского, А.Р.Маллер, Е.М.Мастюковой, М.С.Певзнер, В.Г.Петровой, Л.И.Солнцевой, И.М.Соловьева, Е.А.Стребелевой, Г.В.Цикото, Ж.И.Шиф и других.
Изучение личностных особенностей родителей, воспитывающих детей с проблемами в развитии проведено на базе следующих организаций:
В исследовании приняло участие 11 семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
В качестве основного диагностического инструмента была выбрана методика СМИЛ (MMPI).
Проведенное психологическое исследование личностных особенностей родителей, воспитывающих детей с проблемами в развитии многофакторным методом MMPI (СМИЛ) позволило выделить у родителей несколько преобладающих личностных тенденций.
1)Общие процентные соотношения, полученные в ходе рассмотрения женских профилей представлены в таблице №1 и диаграмме №1.
В целом в можно выделить определенные группы матерей, воспитывающих детей с проблемами:
2) Общие процентные соотношения, полученные в ходе рассмотрения мужских профилей представлены в таблице №2 и диаграмме №2.
Среди отцов, воспитывающих детей с проблемами в развитии доминирующую и наиболее значимую группу составили импульсивные отцы (значения Т (60-70) – 57%). Для них характерна активная личностная позиция, высокая поисковая активность. Характерны нетерпеливость, склонность к риску, высокий уровень притязаний, устойчивость которого имеет выраженную зависимость от сиюминутных побуждений и внешних влияний, успешности предпринятых действий. В целом поведение раскованно, непосредственность в проявлении чувств, в речевой продукции и в манерах. Высказывания и действия часто опережают планомерную и последовательную продуманность поступков (доминирование в личностном профиле шкалы №4).
Однако необходимо обратить внимание на следующую особенность у отцов, воспитывающих детей с проблемами в развитии в отличие от матерей значительно выше % социальной интроверсии (в мужских профилях – 57%, в то время как в женских – 33%).
3) Общие значения, полученные в ходе исследования родителей, воспитывающих детей с проблемами в развитии с помощью многофакторного метода MMPI (СМИЛ) (таблица №3 и диаграмма №3).
В целом для родителей, воспитывающих детей с проблемами в развитии доминирующими и выраженными оказались следующие личностные тенденции:
Выявленные в ходе исследования данные личностные тенденции свидетельствуют о необходимости создания специализированной программы психологической помощи.
Основные цели программы психологической помощи родителям данной категории:
- формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности;
- развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров, препятствующие полноценному самовыражению;
- формирование позитивных установок в сознании родителей;
- совершенствование коммуникативных форм поведения;
- формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.
Основные формы работы – индивидуальные консультации и семинары-тренинги.
Данная систематическая работа с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями, в виде семинаров-тренингов, помогает решить задачи личностного развития и повышения социального статуса родителей, оптимизации детско-родительских отношений и гармонизации семейного климата.