Особенности полоролевого

воспитания детей.

Степанова М.П. (психолог ЦРЛ "Академия Детства")

 

Важнейшей составляющей социального воспитания является формирование полоролевой (гендерной) идентичности. Каким образом мы приобретаем мужественность или женственность как внутренние качества, а не как внешние атрибуты?

 

Это сложный процесс, начало которому полагают родители, ожидая рождения ребёнка определённого пола. Мать, обращаясь к ребёнку внутри неё, называет его выбранным именем, употребляя слова-идентификаторы (нужного рода), стимулирует развитие определённых центров нервной и эндокринной системы, соответствующих её запросу. Разработками психолингвистики в последние годы найдены инструментальные подтверждения и доказательства подобной «мистики» - волновая природа слова и явление биомагнитного резонанса – это мощный инструмент формирования феноменов, в том числе и психических.

 

Обязательное наличие объекта для идентификации (отождествления) – это особенность того, как человек обретает (или не обретает) глубинное и вполне определённое ощущение принадлежности к мужскому либо женскому полу, независимо от биологических данных.

 

Примерно до трёх лет таким объектом является, безусловно, мать. Объяснение этому – всё в той же уже упомянутой теории биомагнитного резонанса: общность, единство на уровне волновой природы возникает внутриутробно и не утрачивается при утрате пуповины.

 

Это вовсе не означает, что папа не имеет значения для ребёнка; просто сам ребёнок ещё не в состоянии устанавливать эмоциональные отношения сразу с несколькими людьми. Но примерно после 3 лет ребёнок уже способен заметить, что, оказывается, у мамы есть папа. И они проводят вместе довольно много времени. И вообще, между мамой и папой есть что-то, что ему (ребёнку) недоступно, но он уже в состоянии понять, что папа важен для мамы, и она оказывает ему знаки внимания.

 

К этому моменту, как правило, внимание мамы к ребёнку несколько ниже, чем на предыдущей стадии, когда он был полностью беспомощен. Ребёнок начинает подражать папе, пытаясь отвоевать ещё часть внимания матери. Причём, и мальчик, и девочка начинают путь к своему гендерному определению одинаково: с подражания отцу (кризис 3х лет описывается именно как проявление агрессивности, упрямства и т.п. типов поведения). А далее процесс во многом зависит от оценки окружающих и биологических предпосылок.

 

 

Мальчик и выбор мужественности.

Итак, мальчик начинает подражать папе: старается имитировать его громкий голос, его манеру поведения, жесты, слова, поступки. Он уже вступил на путь формирования мужественности («буду таким, как папа»), но вот останется ли он на этом пути зависит от мамы.

  • Мама любит папу (или хотя бы заинтересована в хороших отношениях с ним), видит его продолжение в ребёнке, одобряет или поощряет (или не запрещает) эти проявления – закрепится поведенческая модель маскулинных проявлений, которая в дальнейшем будет совершенствоваться и формироваться (приобретать глубинный, а не только внешний смысл – агрессивность трансформируется в активность и целеустремлённость, способность защищать и опекать слабых и т.д.). Но только при одном условии: если этими качествами обладает отец ребёнка. В дальнейшем его отношения с противоположным полом и выбор спутницы жизни будет схож с отцовским: он выберет женственную женщину.
  • Если мама не любит папу и демонстрирует, что он плохой муж, отец, плохой человек, то мальчику трудно удержаться на пути мужественности: если я буду таким как папа, то мама будет мной не довольна. И в дальнейшем происходит идентификация с матерью. И в этом случае возможны варианты:

 

  1. Прямой – «маменькин сынок». Чувствителен, обидчив, нерешителен, робок, безынициативен, восприимчив к влияниям.
  2. Гиперкомпенсированный – «рафинированный мужчина», у которого все мужские качества как бы «выпячены», он постоянно доказывает самому себе и окружающим, что он – мужчина.

 

Итак, чтобы маленький мальчик прошёл путь гендерной идентификации по мужскому пути развития, нужна нормальная семья, с мужественным папой, женственной мамой, и у мамы с папой должны быть как минимум хорошие отношения.

 

 

Особенности самоидентификации девочки.

  • Первый этап, так же как у мальчика – выбор мужественности, т.к. после трёх лет и девочка начинает понимать, что у неё есть серьёзный соперник в притязаниях на мамину любовь – папа. Она начинает подражать отцу, надеясь стать для мамы единственным объектом любви. Как правило, такие попытки жестко пресекаются, ребёнок слышит: «Девочки так себя не ведут!». Это период, когда маленькие девочки часто злятся на своих мам: «Я всё делаю как папа, чтобы мама любила меня так же как его, а мама не принимает меня такой!».

Если мама не приемлет метаморфозы в поведении девочки (быть похожей на мужчину), но при этом демонстрирует ей свою любовь, то девочка переходит к следующему этапу.

  • Временное принятие женственности. Девочка уступает родительским требованиям в демонстрации одобряемого поведения. Но это внешняя уступка. Поскольку степень материнского внимания часто снижена, возникает потребность «повысить градус маминой любви», следуя принципу «делай, как я», девочка начинает вести себя как мама, т.е. как женщина. Таким образом, нехотя и злясь на маму внутренне, девочка вынуждена принять женственность на внешнем, поведенческом уровне. В дальнейшем у неё есть шанс полностью принять этот путь, освоив гендерную роль своей половой принадлежности. Но при одном условии: папино принятие маленькой девочки как будущей женщины.
  • Отказ от мужественности и принятие женственности. Раз за разом, если папой поощряется и принимается поведение девочки по «женскому типу», она убеждается в том, что быть девочкой не так уж плохо и даже приятно. В погоне за папиным вниманием девочка подражает маме (манера говорить, стремление одевать мамины вещи и т.п.) когда такая девочка вырастет, она выберет в спутники жизни мужественного мужчину. Женщина с принятой женственностью не испытывает желания доказывать то, что она – женщина. Она себя такой ощущает.

 

 

Возможные нарушения процесса гендерной самоидентификации.

К сожалению, маленькой девочке не всегда удаётся пройти этот путь к принятию своей женственности. Порой девочка может зафиксироваться на одном из промежуточных этапов.

 

  • Фиксация на этапе выбора мужественности. Это этап, когда девочка начинает демонстрировать мужские формы поведения. Опасность состоит в том, что родители начинают поощрять ребёнка в этих попытках, как бы подтверждая желательность такого поведения. В результате формируется «девчонка-сорванец», а затем и женщина, с серьёзной заявкой на проблемы в партнерских отношениях, зато с перспективами социального роста. Такие женщины конкурируют с мужчинами, часто бывают успешнее их в достижениях. Выбор партнера осуществляется соответственно принципа компенсации – такие женщины выбирают «женственных» мужчин, которых подавляют впоследствии.
  • Фиксация на этапе временного принятия женственности. Это этап, когда девочка злится на маму за то, что та предпочитает ей отца, но, желая сохранить мамино расположение, начинает имитировать женское поведение. Фиксация на этом этапе чревата тем, что став взрослой, такая женщина будет всем доказывать, что она не мужчина. А как это доказать? Делать то, что мужчина никогда делать не будет. Ей необходимо, чтобы все вокруг подтверждали, что она – женщина, так как это позволяет заглушить глубокую тревогу сомнения: так ли это, всё ли правильно имитируется? Для неё настоящей катастрофой становится старость. Детей такая женщина заводит подолгу пола. Выбор партнёра тоже характерен: мужчина женственный по внутренним качествам, но демонстрирующий гипертрофированную мужественность.

Часто такие женщины достигают высокого социального статуса, но чего им не хватает всегда – это ощущения гармонии с собою, ощущение внутренней тревожности и одиночества.

 

Самоидентификация человека позволяет ему занять достойное место а обществе. Гендерная самоидентификация важна для определения соответствующих поведенческих паттернов (стереотипных форм), создающих условия для эффективной социализации и повышения степени социальной толерантности, что позволяет личности полноценно развиваться.